Чего вы не знаете об автономном управлении

Осталось всего два-три года, прежде чем ведущие автомобильные компании пообещают нам предлагать полностью автономные автомобили. Но большая часть этой технологии все еще окутана туманом — как именно она будет работать, сколько будет стоить, как она будет регулироваться законом? Мы задали эти вопросы одному из людей, наиболее знакомых с ответами: Эльмару Фрикенштейну, старшему вице-президенту BMW Group по автономному управлению.

Г-н Фрикенштейн, BMW объявила, что уже в 2021 году предложит максимальный уровень автономии 5. Эта дата еще актуальна? Нужен ли еще один технологический прорыв, прежде чем он станет возможным?

— Мы разрабатываем гибкую платформу, а это значит, что мы говорим об уровнях 2, 3, 4 и 5. Мы работаем над всеми ними параллельно. Они должны быть на одной платформе, иначе невозможно снизить цену и добиться необходимого взаимодействия.

Какая будет цена первых полностью автономных автомобилей? Будет ли эта технология роскошным вариантом или будет относительно доступной с самого начала?

— Нашим первым шагом будет предложение этого решения в будущем BMW iNext, в 2021 году. Конечно, мы должны снизить стоимость, потребление энергии и вредные выбросы. Вот почему мы собираемся индустриализировать все эти компоненты. Но прежде всего нам нужно разработать программный алгоритм. Это ключевая технология для автономного вождения. Поэтому мы создали специальный центр разработки машинного обучения и искусственного интеллекта.

В прошлом году глава отдела развития Клаус Фрёлих сообщил нам, что вычислительной мощностью для автономного управления по-прежнему является сервер высотой 2 метра. Вы с тех пор улучшили размеры?

— Мы работаем над решением, специально разработанным для архитектуры автомобиля. Благодаря нашему партнерству с Intel и Mobileye, я уверен, что мы найдем его до 2021 года. Интеграция оборудования в автомобиль важна, но, как я уже сказал, основная работа находится на бэкэнде, над программным алгоритмом. Мы должны сначала собрать всю возможную информацию с улицы. Затем обучить нейронные сети и только потом тестировать алгоритм в симуляции.

Бренд BMW всегда делал акцент на удовольствии от вождения, и даже в будущем вы обещаете, что у водителя будет выбор и он сможет управлять автомобилем в одиночку. Но не приведет ли само присутствие автономных технологий к снижению навыков вождения — так же, как цифровые клавиатуры научили нас печатать вручную?

— Это не проблема для водителя. Он может водить машину, когда захочет. Например, если он пойдет в горы погулять. А когда он не хочет, скажем, в пробке, ему просто нужно нажать кнопку. Никто не хочет въезжать в пробку, правда? Так что это идеальное решение для наших клиентов.

Тем не менее, разве меньшее вождение не сделает нас худшими водителями?

— Я так не думаю. Если у водителя есть выбор и способность управлять автомобилем в одиночку, нет причин для ухудшения навыков. По крайней мере, в ближайшие 15-20 лет.

Еще одна большая проблема — это ответственность. Кто несет ответственность за столкновение беспилотного автомобиля? Есть ли у вас свое решение, свое предложение для законодателей?

— Мы начнем с уровня 3 как автопилот для шоссе, и я уверен, что мы найдем такое решение на основных рынках — в Европейском союзе, США и Китае. Уровни 4 и 5 начнутся на определенных улицах только в нескольких городах по всему миру — может быть, в пяти или шести городах. Только тогда мы начнем его расширять там, где предложено хорошее решение проблемы и где есть поддержка властей.

Стоимость автономной технологии определяется несколькими ключевыми компонентами, в первую очередь лазерами. Достаточно ли они стали дешевле?

— Важнейшие компоненты — это лазеры и DSU, то есть суперкомпьютеры. Три года назад лазер стоил нам около 70 000 евро. С новыми твердотельными лазерами к 2020 году мы сможем снизить эту цену примерно до 200-500 евро. То есть стоимость датчиков существенно снижается. То же самое произойдет с суперкомпьютером благодаря нашей работе с Intel и Mobileye.

Большинство цифровых дорожных карт сегодня имеют точность около 1 метра. Насколько он должен увеличиться для автономного управления?

— Вместе с HERE мы сосредоточились на создании карты Европы с высоким разрешением, в настоящее время ищем подходящего партнера для Китая. Эта карта имеет точность около 10 сантиметров. Этого достаточно для алгоритма, отвечающего за автономное управление.